Данный вид строительной техники выполняет копание и перемещение грунта посредством ковша или механизма непрерывного действия (цепного или роторного). Исходя из этого требования экскаваторы подразделяются:
- на одноковшовые экскаваторы периодического действия;
- на экскаваторы непрерывного действия.
Основными частями строительных экскаваторов являются ходовая часть (колесная или гусеничная), поворотная платформа с силовой установкой и сменное рабочее оборудование.
Чтобы верно оценивать эксплуатационные возможности машины, надо хорошо знать их индексацию. Первые буквы всегда будут обозначать классификацию, например ЭО – экскаватор одноковшовый. Далее следуют три основные цифры индекса:
- размерная группа экскаватора (вместимость ковша);
- ходовое устройство;
- конструкция рабочей подвески.
Имеется и четвертая цифра в индексе, которая обозначает порядковый номер модели экскаватора.
Читайте также: Автокран КС-55713: технические характеристики, описание, параметры, конструкция стрелы, грузоподъемность
Затем опять следует буквенная индексация: первая из дополнительных букв (А, Б, В и т.д.) означает порядковую модернизацию данной машины, последующие – вид климатического исполнения (С или ХЛ – северное, Т – тропическое, ТВ – для работы на влажных тропиках).
Например, индекс ЭО-5123ХЛ можно расшифровать так: экскаватор одноковшовый универсальный, 5-й размерной группы, на гусеничном ходовом устройстве, с жесткой подвеской рабочего оборудования, третья модель в северном исполнении.
Для каждой размерной группы обычно указывается несколько вместимостей ковшей – основного и сменных повышенной вместимости, причем для последних предусмотрены меньшие линейные параметры и более слабые грунты, чем при работе с основным ковшом. Основным считается ковш, которым экскаватор может разрабатывать грунт 4-й категории.
Вместимость основных ковшей экскаваторов составляет: для 2-й размерной группы – 0,25-0,28 куб.м, 3-й – 0,40-0,65 куб.м, 4-й – 0,65-1 куб.м, 5-й – 1,0-1,6 куб.м, 6-й – 1,6-2,5 куб.м, 7-й – 2,5-4 куб.м.
В последнее время все большее применение получают малогабаритные мини– и микроэкскаваторы. Они могут отрыть котлованы, траншеи, выполнить работу в труднодоступных местах. В коттеджном и дачном строительстве они незаменимы.
Обозначение конструкции рабочей подвески
Конструктивное исполнение рабочего оборудования указывается цифрами: 1 – с гибкой подвеской (канатные полиспасты); 2 – с жесткой подвеской (гидроцилиндры); 3 – телескопическое.
Гибкая подвеска рабочего оборудования подразделяется на:
- имеющие оборудование с прямой лопатой;
- имеющие оборудование с обратной лопатой.
Выбор определенной модификации экскаватора диктуется характером выполняемых работ, их особенностями и правильное определение необходимой в каждом конкретном случае машины значит очень много.
Жесткая подвеска рабочего оборудования дает возможность оснастить экскаватор гидромолотом, который навешивается вместо ковша. Сам гидромолот приводится в действие от насосов гидросистемы экскаватора, что обеспечивает оптимальное использование мощности и снижение затрат.
Экскаваторы с канатными полиспастами могут оснащаться подвеской драглайн, крановым оборудованием, грейфером.
Классификация по типу оборудования
Ковш – основная функциональная часть экскаватора. В гибкой подвеске этот элемент движется при помощи канатов, в жёсткой – за этот процесс отвечают гидроцилиндры.
В зависимости от типа навесной конструкции, землеройные машины бывают:
- Одноковшовые – используются для погрузки/выгрузки различных материалов.
- Полноприводные – рабочий механизм закрепляется на мобильной платформе. Он может отклоняться от оси на любое расстояние.
- Неполноприводные – функциональная составляющая установлена на ходовой части. Угол поворота её стрелы ограничен.
- Многоковшовые – имеют несколько лопат, применяются для прокладывания траншей.
- Вакуумные – оснащены всасывающими элементами. Необходимы для очистки объектов от жидких, газообразных, песчаных загрязнений.
Гусеничный вид транспорта отличается повышенной производительностью. Область применения этой техники — земляные работы на рыхлой почве. Ходовая часть изготавливается из металлических или резиновых элементов. Колёсный экскаватор передвигается на тракторных или автомобильных шасси. Эта разновидность строительных машин обладает высокой скоростью движения и мобильностью.
Условия применения различного рабочего оборудования
Экскаваторы с оборудованием прямой лопаты и с разгрузкой в транспортные средства или отвал целесообразно применять для рытья котлованов, преимущественно в крепких, каменистых и скальных породах и грунтах, а также в устойчивых грунтах средней крепости.
Читайте также: Экскаваторы-планировщики — техника для работы в труднодоступных местах
Оборудование обратной лопаты используется для рытья узких траншей (шириной 0,7-1,5 м и глубиной до 8 м), особенно с вертикальными стенками для прокладки сетей канализации, устройства фундаментов в крепких и каменистых грунтах, а также сооружения небольших котлованов.
Рабочее оборудование экскаватора-драглайна состоит из стрелы и ковша, подвешенного к стреле при помощи подъемного и тягового канатов. Выемку грунта драглайн производит, как правило, ниже уровня установки экскаватора; ковши применяются различной емкости – в скальных предварительно разрыхленных породах допускается работа драглайна при емкости ковша свыше 10 м3. Продолжительность цикла обычно на 10-20% больше, чем при работе экскаватора с оборудованием прямой лопаты. С оборудованием драглайна работает до 40% одноковшовых экскаваторов.
Основные виды машин по эксплуатационному режиму
Экскаваторы непрерывного действия одновременно разрабатывают грунт и транспортируют его в специальный отсек. Технические характеристики таких машин обеспечивают им повышенную производительность. Примечательно, что такое оборудование необходимо для выполнения объёмных работ.
Конструкции постоянного действия применяются для продольного, поперечного и радиального копания. В первом случае функциональная часть перемещается параллельно плоскости движения транспортного средства, во втором – перпендикулярно. Экскаваторы роторного типа оснащены стрелой, вращающейся вокруг вертикальной оси.
Механизмы, работающие непрерывно, делятся на виды согласно типу конструкции. Они бывают:
- цепные – действующие компоненты машины располагаются на одной или нескольких цепях;
- роторные – функциональные элементы находятся на окружностях крутящихся механизмов;
- двухфрезерные – рабочая система имеет два ротора, размещённых под наклоном.
Механизм цикличного действия разрабатывает и транспортирует грунт в определённом порядке с многократным повторением ряда действий. Такие машины считаются универсальными, однако их производительность несколько ниже, чем у техники с непрерывным рабочим процессом.
Грейфер
Грейфер – грузозахватное приспособление экскаваторов, подъемных кранов, погрузчиков и монорельсовых тележек, снабженное поворотными челюстями для захвата груза. Грейферы применяют для перегрузки и транспортирования на небольшие расстояния сыпучих и кусковых грузов, лесоматериалов и др. Наиболее распространены грейферы для сыпучих грузов емкостью 0,8-1,5 куб.м. Грейфер для лесоматериалов (бревен, балансов, дров и т.д.) по устройству аналогичен грейферу для сыпучих грузов, но имеет челюсти специальной конструкции – каждая состоит из двух когтей, отогнутых вниз и соединенных балкой. Применение грейферов позволяет полностью автоматизировать операции захвата и освобождения различных грузов.
Можно ли использовать экскаватор для погрузо-разгрузочных работ?
При необходимости можно. Но лучше использовать погрузчик. Впрочем, есть машины, оснащенные оборудованием и для экскавации, и для погрузки. Конечно же, погрузочный ковш имеет большую вместимость. Например, погрузчик-экскаватор ПК-301 производства ОАО «Муроммашзавод» оборудуется экскаваторным ковшом объемом 0,48 м3 и погрузочным – 1,5 куб.м. Кстати, имеет неплохие характеристики: максимальная глубина копания – 420 см, максимальная высота подъема ковша экскаватора – 520 см, максимальная высота погрузки в транспортное средство – 352,5 см.
Приобретая одну машину вместо двух, потребитель получает экономию средств при покупке, также снижаются затраты на обслуживание и ремонт. Особое внимание уделено созданию безопасных и комфортных условий труда машиниста: усилие на рычагах и педалях значительно ниже нормативных, рулевая колонка с изменяемым углом наклона, хорошая обзорность. Удобная кабина имеет хорошую звукоизоляцию, оснащена регулируемым креслом на упругой подвеске с поворотом на 360 градусов.
Имея колесное ходовое устройство, ПК-301 может свободно перемещаться по автодорогам.
Мини-экскаваторы
Очень малые габаритные размеры, низкое давление на опорную поверхность при высокой проходимости и маневренности позволяют использовать такие мини-машины внутри станций метрополитена, в подвалах и на этажах высотных жилых и административных зданий, в трюмах судов, в морских и речных портах. Достоинством мини-экскаваторов является быстрое выполнение работ небольших объемов на объектах, удаленных друг от друга, благодаря возможности их транспортировки в кузове грузовых автомобилей, а также установки и работы на очень малых стройплощадках.
При их помощи отрывают водоотводные канавы (кюветы) вдоль загородных автомобильных дорог, скважины для стоек ограждений, опор линий электропередач, траншеи различного поперечного сечения для прокладки сетей, небольшие траншеи и котлованы для оснований фундаментов зданий и сооружений, осуществляют строительство очистных сооружений, бассейнов, благоустройство скверов, парков, садов, выполняют строительство спортивных площадок.
Некоторые модели мини-экскаваторов способны эффективно и быстро выполнять следующие работы: в комплектации с отбойным молотком применяться для разрушения старых зданий и сооружений; в комплектации с обычным или двустворчатым ковшом – для многопрофильных земляных и погрузочных работ; в комплектации с управляемым вращающимся ковшом – для работ в саду, мелиоративных и лесопосадочных работ.
Есть модели мини-экскаваторов, которые оснащаются дополнительным навесным оборудованием: ковш, планирующий ковш, подвижный ковш, двустворчатый ковш, бур.
Читайте также: Возможности многофункционального экскаватора ЭО-3322 для дорожно-строительных и сельскохозяйственных работ
Выполнение правил техники безопасности перед началом работы на экскаватора
Читайте
Техника безопасности при работе со спецтехникой
- Перед началом работы машинист экскаватора должен получить:
- точные указания об условиях работы (наличие подземных коммуникаций и место их прохождения, расположение надземных линий электропередач, наличие препятствий и т. п.);
- технологическую карту работы экскаватора;
- инструкцию по технике безопасности (введенную в действие приказом по строительному управлению).
- Перед началом работ на экскаваторе машинист обязан:
- убедиться в исправности машины; работать на не исправном экскаваторе запрещается;
- убедиться, что все вращающиеся детали — зубчатые, цепные, ременные передачи, маховики и т. п. — ограждены кожухами или недоступны для рабочих; работать на экскаваторе при снятых ограждениях движущихся или вращающихся деталей запрещается;
- проверить состояние сигнала; приступать к работе при неисправном сигнале не разрешается;
- получить от машиниста, сдающего смену, сведения о наличии каких-либо неисправностей на экскаваторе и добиться ликвидации этих неисправностей;
- убедиться в наличии исправного инструмента;
- убедиться в прочности всех соединений (шпоночных, клиновых, болтовых и др.), а также соединений трубопроводов систем управления и при необходимости укрепить их;
- проверить исправность тормозов и канатов; работать с неисправными тормозами и канатами запрещается;
- проверить исправность рычагов управления и установить их в нейтральное положение;
- смазать экскаватор в соответствии с картой смазки, приведенной в инструкции по эксплуатации экскаватора.
- Убедившись в исправности экскаватора, машинист вместе с другим обслуживающим персоналом приступает к заправке экскаватора. При этом должны быть соблюдены следующие требования безопасности:
- заправлять двигатель и гидросистему топливом и маслом следует только при естественном освещении; в крайнем случае можно произвести заправку ночью, но при электрическом освещении;
- во время заправки машины топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и другими источниками открытого огня;
- после заправки экскаватора все детали, облитые топливом или маслом, должны быть насухо вытерты, а пролитое возле экскаватора топливо тщательно засыпано песком;
- запрещается открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическим предметом;
- воспламенившееся около машины топливо запрещается тушить водой; для тушения загоревшегося топлива следует использовать огнетушитель, который обязательно должен быть на экскаваторе, а также песок, брезент и т. п.
Основные характеристики мини-экскаваторов
В странах Европы мини-экскаваторы классифицируются по вместимости ковша и по массе машины. В Великобритании малогабаритные экскаваторы разделены на 3 категории: микро, собственно мини и супермини. Масса стандартных мини-экскаваторов составляет 1-5 т. К категории супермини относят экскаваторы массой 6-10 т. В то же время в Великобритании мини-экскаваторы разделены на 3 основные группы: массой до 2 т, от 2 до 3,5 т и свыше 3,5 т. В Японии мини-экскаваторы классифицируют по вместимости ковша.
Все фирмы обращали особое внимание на вопросы перебазировки мини-экскаваторов. Так, перебазировка на стандартных или специальных низкорамных прицепах трудностей не вызывает. Имеется также опыт перемещения мини-экскаваторов в машинах со съемными кузовами и на контейнеровозах, на которые мини-экскаватор самопогружается с помощью своей стрелы и так же разгружается.